Связь поколений

История школы №551

 

Бусаров  Владимир Никифорович

Воспоминания о первом директоре Школы № 551

Волкове Кирилле Николаевиче

предоставил выпускник 1962 года Бусаров Владимир Никифорович.

  Для лучшего понимания возможных действий директора школы стоит напомнить, что в 1951 г. район школы был глухой окраиной поселка «Волхонка – ЗИС» и перед школой был пустырь, овраги, сады, рядом свалка и даже поля орошения. Многие ученики жили в ближайших бараках, рядом было множество сараев. Кто-то жил в двухэтажных деревянных домах бывшего здесь гарнизона, некоторые в новых трёхэтажных домах, построенных или возводимых пленными немцами.

   Во время моей учебы родители 90% учеников были рабочими ЗИСа, авторемонтного завода, «шарашки». После школы мы были предоставлены сами себе со своим досугом – игры, футбол, хоккей, нередко драки. 

   Через какое-то время Кирилл Николаевич решил оторвать ребят от пустого болтания на улице. Школа была открыта до вечера, появились спортивные секции, кто-то делал уроки в школе, а кто-то приходил из дома после сделанных уроков. Утром директор всегда стоял у лестницы, как часовой, знакомясь и наблюдая за нашим поведением не пропуская без второй обуви. Через какое-то время на добровольной основе в каждом классе были созданы строительные группы и при необходимости помогали делать косметический ремонт и стен, и парт и прочее.

  Решили построить теплицу, для этого копали котлован, заливали фундамент и к весне построили.

   Самым главным ДЕТИЩЕМ Кирилла Николаевича стало создание водно-туристического лагеря с названием «ВТЛ 551». Подготовка к созданию лагеря велась незаметно – сначала в каждом классе формировалась туристическая группа во главе с классным руководителем. Дважды в год все ходили в «Звездные походы», фактически туристический слет, где были соревнования на скорость установки палатки, кто быстрей разожжёт костер и вскипятит котелок воды, разные эстафеты.

   Усилиями Кирилла Николаевича в школе появился флот, и была сформирована Школа шлюпочных старшин, где ребята  изучали азы управления шлюпками. С этого момента началось существование "ВТЛ 551" на одном из подмосковных водохранилищ. Из лагеря ходили и в пешие и водные  походы по Подмосковью. За время существования лагеря выделились дежурные и строительные бригады, группы снабжения, котловые и другие необходимые структуры. Особо следует сказать о том, что из представителей каждой тур-группы был сформирован Совет лагеря. Он решал все вопросы: и бытовые; о поощрении или наказании. Волков К.Н. знал всех учеников не только по фамилии, но и клички и кто в какой группе пользуется авторитетом, кто на что способен.

   Во время учебного года летом или весной директор ходил с ребятами в небольшие походы на байдарках, а зимой в лыжные походы с ночёвкой в лесу. В этих походах Волков К.Н. учил ребят правильно выбирать место для ночевки и организации костра, так, чтобы костёр не погас ночью и теплый воздух шел на палатку.

   В 1958-1959 учебном году директор поставил перед Советом лагеря важный вопрос: «Не надоело ли нам в Подмосковье и не пора ли перебраться на море?» Предложение было принято с восторгом, и началась подготовка.

   В зимние каникулы сам Кирилл Николаевич, один из педагогов и два члена Совета отправились в район Сухуми. Выбор пал на посёлок «Эшера».

   За весенний сезон необходимо было перебросить флот к месту будущей отправки в Сухуми. Договорился с предприятием недалеко от школы, на которое приходили грузы по железной дороге, чтобы на их территорию складировать наш флот и потом, с этого места, товарным поездом переправить флот в «Эшеры». Из старшеклассников была создана мобилизационная группа по переброске флота на предприятие, и за три недели флот был на месте.

   Следует особо сказать о том, несмотря на дотацию, которую выделила  районная организация образования,  путёвка в лагерь стоила 60 рублей. Часть старшеклассников вынуждена была отказаться от поездки. Кирилл Николаевич собрал этих старшеклассников в кабинете и предложил им заработать самим на путевку. Он договорился с тем предприятием, куда мы свозили флот о том,  чтобы легкие грузы, приходящие по железной дороге, мы могли разгружать после учебы. Это была клепка для ящиков и бочек – с таким грузом мы справлялись примерно за 4 часа вагон. Таким образом, за несколько походов на разгрузку мы заработали на оплату путёвок.

  На такой большой лагерь требовалось и много строительного материала для нар, столов и скамеек в столовой. Необходимо много палаток, матрасов, одеял, и, конечно же, продуктов. Не приходилось надеяться целиком на местное снабжение. Группе снабжения нужно было обеспечить работу лагеря на два летних месяца. Все материалы и продукты потихоньку заготавливали и свозили на место будущей отправки в Сухуми.

   Учитывая масштаб строительства и объем грузов, возрастной состав отдыхающих детей, было решено организовать выезд этапами.

1.      Группа сопровождения, в задачи которой входило охрана и доставка груза, быстрая его разгрузка на месте, чтобы избежать штрафа железной дороги за задержку вагонов, охрана этих грузов и возможная переброска их на место будущего лагеря.

2.    Строительная группа из ребят старших классов для переброски в лагерь оставшихся грузов и строительство лагеря.

3.    Основной состав лагерных групп.

   На второй день после прибытия основной группы была торжественная линейка, в лагере подняли флаг "ВТЛ 551" и  состоялось открытие сезона. На линейке были отмечены подарками отличившиеся при транспортировке и строительстве лагеря.

Начались походы и экскурсии, отдых и купание на море. Старшие группы ходили в многодневный  поход в пещеры «Абрскил» и через перевалы в долину реки «Бзыбь». Были экскурсии в «Новый Афон», Сухумский обезьяний питомник, на угольную шахту в Ткварчели.

Шлюпочная команда осуществляла патрулирование и катание на лодках, шверботах и ялах. Кроме того многодневный поход на двух ялах до города «Очамчири» на юг и до города «Гудауты» на север. Велогруппа совершала походы по дорогам в близлежащие достопримечательности края.

По завершении лагерного сезона на торжественной линейке «походникам» вручили Удостоверения и значки «Турист СССР», многие были отмечены благодарностями и ценными подарками. Эвакуация лагеря проходил организованно и в обратном порядке – младшие группы, строительные группы и группа сопровождения.

   О Кирилле Николаевиче Волкове.

   Наш выпуск попал на время реформы - появились школы с 11-летним обучением и профобразованием. Кирилл Николаевич собрал Совет лагеря для   решения вопроса – куда пойти работать, какое близлежащее  предприятие выбрать? Можно было пойти на авторемонтный завод, автобусный парк, овощная база или в ЦНИГРИ (Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт). Все туристы выбрали геологический институт. И уже после первого года обучения по новой программе часть ребят 9 класса поехала в экспедиции с геологами, геофизиками. Часть ребят поступили после школы в институты с геологическим и географическим профилем.

   Личные воспоминания о Кирилле Николаевиче.

В десятом классе у меня не стало папы, и я не смог поехать в лагерь – нечем оплатить путевку. Тогда директор сказал, что возьмет меня на должность начальника пристани и сам оплатит путевку мне и моей младшей сестре.

Дата последнего обновления страницы 20.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»