Связь поколений

История школы №551

 

Нам пишут бывшие выпускники

Матлакхов Анатолий Николаевич. Бразилия.

Я выпускник 1963 года (11-В), классный руководитель Айхенвальд Ю.А.

Год поступления 1952. Первая учительница Бурмистрова Лидия Фоминична.

Случайно вышел на сайт школы. Скоро юбилей. В разделе «История школы» материалов не много, а история нашей школы очень интересна, особенно в период работы Волкова К.Н., АйхенвальдаЮ.А., Плюгина М.И., Гробмана А.И., Корниловой Н.И. и других преподавателей. В то время это была одна из лучших школ Москвы (не в смысле советской образцово-показательной).

 

Снимок места слева от школы, сама школа

не вошла в кадр. 1957 год.

Моё фото 1962 года. 10 "Б" класс.

 

 
 

Ученики 4 "Б". Мужской средней школы №551 г. Москвы 1952-53 год.

Айхенвальд Юрий Александрович

 
     
Олег Александрович Савин. Москва
   Обращается к вам бывший ученик школы 551. Посетив страницу "История школы", был приятно удивлен. Хочу выразить благодарность директору школы О.Ю. Рожкиной и лично вам за приятные минуты, которые я испытал, вернувшись в далекое прошлое. К сожалению, у меня ничего не осталось от тех времен.

   В 551 школе я учился с первого по восьмой класс (1954 -1962 г.г.). Первый класс располагался на пятом этаже, рядом с актовым залом, со стороны сцены. На уроке пения мы проходили и рассаживались на стульях вокруг стоявшего там рояля. На перемене спускались на первый этаж и в буфете покупали обжаренные в растительном масле пирожки с повидлом за 5 копеек. 

  Я всегда был заводилой, и мою мать соседи ругали за это. Она работала в Центральной библиотеке (кинотеатр Варшава). Из-за русского языка остался на второй год (кажется в 5 классе). Успокаивало лишь то, что таких, как я было человек 20. Но, как говорится в пословице: "нет худа без добра". Если бы я не остался на второй год, и не попал бы в другой класс, то, вероятно, не встретил бы девочку, которая в тех серых буднях стала моим тайным огоньком. Как будто порывом ветра дохнет на меня ароматом цветов, обернусь, увижу ее где-то рядом, и все проблемы жизни становятся ничтожными. Её звали Ивлева Ирина.

  Однажды она оставила ручку на парте, и кто-то ее украл (было и такое). Когда вспоминаю, до сих пор этот случай у меня вызывает боль. Помню, она подошла и попросила вернуть. Сказала, что знает, почему я это сделал. Поняв, что она имела в виду, ответил, что не брал. Но она так и не поверила. Сложилась не простая ситуация, но объяснить и попросить у матери деньги, купить ручку я не решился. Мне сейчас стыдно, таким я был "неулехой".
   Иногда завидую тем, кто живет в одном месте постоянно. И ностальгия у меня, вероятно, от того, что нахожусь вдали от тех мест, где прошли беззаботное детство и молодость. Пытался через Интернет разыскать школьных товарищей своего класса (8 класс ("Б" или "В") за 1962-1963 год. Четвергов Виктор, Конобеевских Александр, Левин Алексей, Ивлева Ирина), но никого не нашел. Понимаю, почему. Одни, наверное,  живут рядом, какой интерес к школьным годам? 

  Несмотря на двойки, на трудности в жизни, окончил юридический институт, 15 лет проработал в Шереметьевской таможне, и столько же в Центральном аппарате ФТС России. Полковник и ветеран таможенной службы. Генералом я не стал из-за своей позиции. Вот у меня дома есть подарок и грамота от Ким Чен Ира, руководителя партии Чучхэ. Представляете? Вот!

Поездка в прошлое

   Говорят, сны - отражение текущих событий. Возможно, это так, но в ту ночь что-то вернуло меня во времена давно забытых лет. Это нельзя было назвать сном, потому что все вокруг было реальным. Я ощутил себя подростком, а окружающую действительность - чистой и ясной. Стояла мягкая зима, я выбежал из школы после окончания уроков и, как всегда, стал поджидать девочку из нашего класса, которая мне очень нравилась. Я сразу ее узнал, как будто видел ее вчера. К моему разочарованию она возвращалась домой не одна, а с подружками.
Многие ребята, увидев мягкий, недавно выпавший снег начали лепить снежки и бросаться друг в друга. Я тоже слепил снежок и хотел бросить, что бы как-то привлечь внимание той, которую поджидал. Однако, встретившись с ней взглядом, не мог этого сделать. Она прошла мимо, а я опять стоял и смотрел ей в след. Провожать троих мне не хотелось, ее подружки просто были лишними. От очередной неудачи волна горечи и неизвестных мне тогда чувств охватили меня, а внутри что-то заболело. Эта сильная боль заставила меня проснуться.
   Кругом стояла ночная тишина. Сердце сильно билось и болело. Осознав, что это лишь сон, постарался успокоиться и уснуть, но не смог этого сделать. Перед глазами долго и отчетливо стоял образ той девочки, которая волновала мою душу в школьные годы, хотя с тех пор минули многие годы. Понимая, что прошлого не вернуть, мне все же ужасно захотелось побывать в тех местах, в надежде хоть мысленно вернуться в те беззаботные и спокойные времена.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
   День был солнечным и теплым. Я ехал, не думая о дороге: она сама вела меня в молодость. Вот и старая станция. Многое вокруг изменилось, но я шел уверенно, ориентируясь по старым домам и улочкам. Прожив здесь много лет, мне все было знакомо. Чтобы вернуть прежние воспоминания, я постарался мысленно представить свой прежний возраст, как будто был у друга и возвращался к себе домой. Школа появилась быстрее, чем я ожидал. - Конечно, - подумалось мне, - ведь тогда я был подростком, и все дороги казались длиннее. Разыскав свободную лавочку в сквере, я осмотрелся и по-настоящему ощутил себя счастливым человеком.
   Постепенно события тех лет сами стали возвращаться в памяти. Вспомнились школьные походы, как мои одноклассники - "отличники" во время военно-спортивных игр носили по лесу флаг нашей школы и возили муляж пулемета "Максима". Килограммов тридцать не меньше. Учился я посредственно, поэтому чести такой мне не доставалось. Вспомнил, как на спор перелез через высокий школьный забор. Друзья разбежались, а я был пойман и за шиворот сопровожден в школьный сарай, где скоблил чей-то катер и только часа через два был отпущен за прилежный труд. Вспомнилось, как при строительстве школьной пристройки у школы не хватило денег, и нас пропускали на занятия, если мы приносили не менее двух кирпичей. Тем, кто приносил больше, вручали грамоту или объявляли благодарность. Многие воровали со стройки. Долгие поиски кирпичей по обочинам дорог, для меня не увенчались успехом. Их вовремя успели собрать "отличники", которые во всем старались быть первыми. Поэтому пришлось ночью отковырять отверткой от собственного дома, где они плохо держались, и отнести в школу. Почти каждый год нас заставляли ходить по квартирам и собирать макулатуру, а по улицам - металлолом. После чего многие люки остались без крышек, а металлические коробки с надписью "высокое напряжение, опасно для жизни" - без дверей.
   Я посмотрел на школьную площадку. Там мало что изменилось, лишь деревья выросли и постарели. Воспоминания вновь вернули меня к той девочке из нашего класса. Однажды кто-то украл у нее ручку. Она очень расстроилась, подошла ко мне и попросила: - "Верни, пожалуйста, мне от родителей попадет за потерю. Я знаю, что ручка у тебя, и я знаю, зачем ты это сделал". Я так переживал за нее, старался объяснить, что не брал, но она так и не поверила...
   Где она, подумалось мне, раздобыла тогда эти, чертовы кирпичи? Наверняка папа помог. Вот, где надо было мне ум свой приложить, освободить ее от поручения, которое труднее всего было выполнить девочкам. Полазить хотя бы по тем же стройкам, притащить и сдать от ее имени штук двадцать, что бы ей объявили благодарность. Наверняка она не оставила бы это без внимания.
   Тогда я не знал, что это были мои последние дни в этой школе, и эту девочку я больше не увижу никогда. Новые друзья и череда жизненных событий оказались хорошими лекарями. Время пробежало быстро. Вернувшись из армии, где оставил все школьные знания, единственным путем в жизни для меня был лишь завод. Обстоятельства вынуждали плыть по течению, но какая-то неуемная сила продолжала жить во мне и однажды подтолкнула совершить безрассудный поступок: ведь выписанный из школьного журнала адрес я все еще хранил.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
   Для меня это был самый дорогой подарок судьбы. Впервые она была рядом, и я мог сказать ей то, что в мыслях за эти годы пересказывал много раз. Но это была уже не школьница. Передо мной стояла красивая девушка. Я чувствовал, она читала мои мысли, внимательно смотрела мне в глаза и терпеливо ждала.
   Мне так хотелось сказать, что она безумно нравится мне, и все эти годы жил надеждами на встречу с ней.
   Но я не в силах был этого сделать, бессовестно начал врать о том, что забыл адрес школьного товарища и продолжал нести какой-то несущественный вздор.
   Тогда мне было обидно за себя. Перспектива поступить в институт была крайне мала. Как я мог признаться, что работаю на заводе, где меня окружают грязные, спившиеся и потерявшие здоровье люди? Пройдет время, и я превращусь в такого же никчемного доходягу. Мог ли я тогда предложить ей разделить со мной такую судьбу, ведь она к этому времени уже училась в институте и, конечно, имела много достойных ее друзей?
   Разговаривая с ней, я пытался остановить время, старался запомнить ее лицо, понимая, что эта встреча, которую я ждал все эти годы, последняя, и дорога к ней для меня уже закрыта навсегда. 
------------------------------------------------------------------------------------------------------
   Знакомый звонок и веселый говор школьников, вырвавшихся из дверей школы, вернул меня к реальности. Я с завистью смотрел на эту шумную толпу.
   Если бы спросили меня тогда: Почему же я не сделал этот шаг? Ведь в молодости было так все легко и просто. Я бы ответил: Я очень боялся. Боялся услышать намек, что я ей безразличен. Она была "отличницей", и все двери институтов перед ней были открыты. Лучше уже, думалось мне в то время, жить надеждой, ведь я мог видеть ее в школе каждый день. Теперь, спустя годы, не могу простить себе этой трусости, что так и не смог сказать простых и красивых слов той, которая их заслуживала, и с благодарностью принять честный ответ, каким бы он ни был.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
   Поднявшись, я последний раз взглянул на свою школу и обвел взглядом старые и до боли знакомые места. Грустное чувство вновь вернулось ко мне. Ведь все эти дома и люди, встречавшиеся мне на пути, жили в другом времени, в котором меня давно уже не было.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
   Жестокая вещь память. Она постоянно приносит мне боль, возвращая назад, в прошлое. Как много событий в этой жизни пришлось пережить. Но иногда, закрывая глаза, чтобы уснуть, я вновь вижу, как выбегаю из школы и продолжаю ждать ту девочку. Молоденькую и красивую. Ведь с ней навсегда остались моя молодость и мои мечты. 

 
Дата последнего обновления страницы 20.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»